Пятница, 17.05.2024, 16:55

Мой сайт

Категории раздела
Методическая копилка [16]
мои коллеги [2]
Материалы, созданные моими коллегами
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Методическая копилка

Занятие объединения дополнительного образования детей "Учимся работать с информацией" Плотниковой Натальи Владимировны
[ Скачать с сервера (4.24 Mb) ] 26.09.2013, 16:39

Тема занятия: «Формирование приёмов понимания прочитанного.  Прямой и скрытый смысл».

Цели:

v  Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами ТРКМЧП.

Задачи:

v  Развивать умения определять тему и главную мысль текста.

v  Развивать умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

v  Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Парты в классе расставлены для групповой работы. 5 групп.

Презентация к занятию

I.                  Стадия вызова.

– Каким должно быть настроение, чтобы занятие получилось удачным? (Настроение должно быть хорошим, деловым)

– Я желаю вам до конца занятия сохранить хорошее деловое настроение.

1.      Начнём.

Игра-задание «Найди загаданное слово»

- В этой коробочке лежит фотография. Ваша задача отгадать изображённый на ней объект, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «белка»).

2.      Постановка цели урока:

Слайд 2

- Зафиксируйте на листочках в линейку всё, что можете вспомнить о слове и объекте (дети работают самостоятельно на листочках).

- Что можете сказать о слове? (с точки зрения русского языка: количество слогов, ударение, количество букв и звуков, часть речи …)  А об объекте? (зверь и т. д.)

Фиксируются детские ответы на доске.

- Назовите известные вам источники информации (книги, люди, Интернет, наблюдения).

- Посмотрите на свои парты. Что перед вами лежит на маленьких белых листах? (текст) Изучите его.

Бе́лки — род грызунов семейства беличьих. Он объединяет в себя около 30 видов. Водятся повсюду, кроме Австралии. Белка является источником ценного меха.

Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды орехи закапывают в землю, другие прячут их в дуплах деревьев.

- Какие ваши знания о белке подтвердились?

- Какие вопросы возникли?

- Что нового узнали об этом зверьке?

- О какой отличительной особенности говорится в этот тексте?

- Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи.

- Что такое орех? (Оре́х — плод некоторых растений (преимущественно деревьев или кустарников), как правило, со съедобным ядром и твёрдой скорлупой.) Это очень полезный и вкусный продукт.

Слайд 3

- Что это за орехи? Узнайте и назовите орехи (Фундук, грецкий орех, миндаль, фисташки, арахис).

Слайд 4

- С 1957 года существует ежемесячный детский научно-популярный киножурнал. Он в доступной форме рассказывает детям обо всём на свете. Каждый выпуск киножурнала начинался со стихотворения:

Орешек знаний твёрд, но всё же

мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

киножурнал «Хочу всё знать!»

- Ведь вы сказали, что орех – это плод растения. А здесь «орешек знаний». Есть такое растение ЗНАНИЕ? (это в переносном смысле)

- Давайте попробуем определить цель сегодняшнего занятия. (Цель нашего занятия учиться различать прямой и переносный смысл слов, словосочетаний, текстов)

- Посмотрите на свои парты. Что перед вами лежит? (тексты) Как называются наши занятия?

- Какую задачу мы можем ещё перед собой поставить? (Продолжим учиться работать с текстом, с информацией. Будем учиться понимать информацию)

- А какова моя роль на занятии? Как вы думаете? (Организовать работу с текстом, с информацией. Помочь ученикам в этой работе)

 

II.               Стадия осмысления.

 

1.        Усвоение новых знаний и способов деятельности.

- Сегодня источником информации будет … Переверните голубые листы. (Пословицы.)

- А ведь вы говорили, что текст будет объектом нашей работы.  (Пословицы – это мини-тексты) Мы это уже обсуждали на уроках литературного чтения.

- Чем пословица похожа на орешек?

(В ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» - это то, о чём говорится напрямую, событие, описанное в тексте.)

- Найдите первую пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Назовите прямой смысл этой пословицы.

(Её можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет и т. п.)

- А что же тогда такое «ядрышко» пословицы?

(«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой» - событием.)

- Что нужно делать, чтобы понять скрытую мысль?

(Нужно поразмышлять.)

- Какая же мысль спрятана в нашей пословице?

(Любое дело требует усилий и старания. Надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.)

2. Применение новых знаний.

1)

- Попробуйте теперь в своих группах поработать со второй пословицей: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Найдите её прямой и скрытый смысл.

(Прямой смысл: если пытаться ловить двух зайцев, то не сможешь поймать ни одного, ведь они разбегаются. Переносный смысл: Нельзя качественно сделать два дела сразу.)

2)

- А сейчас познакомимся со сказкой Л. Н. Толстого «Белка и волк». Возьмите белые листы размером побольше. Прочитайте сказку. Попробуем подобрать к ней пословицу.

Лев Николаевич Толстой.

Белка и волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

- О чём эта сказка? (о добре и зле)

- Кто может вспомнить пословицу на эту тему.

-У меня есть подсказка для вас. Возьмите голубой лист с пословицами о добре и зле.

- Выберите подходящую к сказке пословицу. (Час в добре пробудешь — всё горе забудешь).

III.           Рефлексия.

1. Целостное обобщение изученного материала и его повторная проблематизация.

Работа в группах.

Все дети встают из-за парт, распределяясь по классу.

К доске вызывается пять лидеров (например: Александрова Дарья, Кузнецова Анна, Васильев Даниил А., Иванова София, Киселевич Екатерина). На доске висят конверты с заданиями разной стоимости для групп. Лидеры договариваются между собой и выбирают себе задание. Затем набирают группу: лидер выбирает себе партнёра, проходя по классу, этот партнёр выбирает следующего участника группы и т. д. Условие: девочки выбирают мальчиков и наоборот.

Задания для групповой работы.

·         «Щелкунчик». (200 инф.)

Щелкать орешки-тексты, то есть находить в пословице спрятанную мысль, непросто. Но Щелкунчик нам помог.  Он расколол несколько орешков-пословиц. Найдите к каждой скорлупке подходящее ядрышко (соотнесите пословицы и содержащиеся в них мысли).

 

СКОРЛУПКИ

 

ЯДРЫШКИ

У короткого ума длинный язык.

По выражению глаз можно узнать о характере человека.

Глаза - зеркало души.

Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

В своем болоте и лягушка поет.

Болтливый человек обычно не бывает умным.

 

·         «Путаница».(300 инф.)

Собери пословицы правильно.

 Не кивай на соседа, торопись слушать.

 По морю плавал, да бережок крут.

 На то и голова, чтобы карась не дремал.

 Не торопись отвечать, а гляди на себя.

 Где слова привета, там не без щепок.

 Рыбка хороша, а воды не видел.

 На то и щука в море, чтобы в ней ум был.

 Где дрова рубят, там улыбка для ответа.

·           «Несуразности» (200 инф.)

Исправьте «неправильные» пословицы.

1. Кончил отдыхать, гуляй смело.

2. Делу  время, потехе день.

3. Новый друг лучше старых двух.

4. Что посеешь, то и пожнёшь.

5. Без труда всякий молод.

Ответы:

1. Кончил дело, гуляй смело.

2. Делу время, потехе час.

3. Старый друг лучше новых двух.

4. Правильная.

5. В зимний холод всякий молод. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

·         «Писатели» (300 инф.)

Составьте свой рассказ по одной из пословиц.

Друг познаётся в беде.

Не пером пишут, а умом.

Мал, да удал.

·         «Переводчики» (200 - 300инф.)

Восстановите  пословицы.

1)      Если задумал какое-нибудь дело, надо сначала всё обдумать, подготовиться, и только после этого приступать к работе. (Семь раз отмерь – один раз отрежь.)

2)      Прежде чем что-то сказать, надо подумать, чтобы никого не обидеть, и чтобы потом стыдно не было за свои слова. (Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.)

3)      Эта пословица учит, что о человеке надо судить не по внешности, а по его разуму и по делам. (Красна птица пером, а человек – умом.)

Подсказка: Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Труд человека кормит, а лень портит.

Красна птица пером, а человек – умом.

Поспешишь — людей насмешишь.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Глаза боятся, а руки делают.

·         «Переводчики 2» (200 инф.)

Прочитайте русские и немецкие пословицы. Подбери к каждой русской пословице немецкую с похожей мыслью.

Немецкие

Молчаливый рот - золотой рот.

Терпение ведет к добру, поспешность - к злу.

В каждом стаде найдешь черную овцу.

Коня в рати узнаешь, друга – в беде.

Подле пчелки – в меду, подле жучка – в навозе.

Русские

Поспешишь - людей насмешишь.

Ложка дёгтя в бочке мёда.

С кем поведешься – от того и наберешься.

Слово - серебро, молчание – золото.

Друг познается в беде.

·         «Прятки»(200-300 инф.)

Одно и то же "ядрышко" спряталось в разных "скорлупках". Найди и подчеркни пословицы, которые высказывают одну и ту же мысль.

На безрыбье и рак - рыба (русская).

 Нет рыбы - почитают и краба (вьетнамская).

 Нет коня - и осел сгодится (армянская).

Заварил кашу, так масла не жалей. (русская) (Если затеял дело, то не жалей усилий).

 Если нет мяса, и грибы идут в суп (ашанти).

 В поле и жук - мясо (русская).

И в слоновой кости есть трещинка (индонезийская) ( У каждого есть свои недостатки)

 Где нет фруктов, там и свекла за апельсин сойдет (персидская).

Найдите общую мысль, которая объединяет эти пословицы.

(Если дети выполнили задание, то им выдаётся вторая часть задания). Вы нашли общую мысль, которая объединяет эти пословицы. Усвоив данную особенность перечисленных пословиц, по модели "Если нет лучшего, сгодится и то, что есть под рукой" сочините свои пословицы. (Например: У хорошего кузнеца и конь не подкован. У водопроводчика краны текут.)

·         «Искатели»(300 инф.)

Какие пословицы «спрятались» в этой маленькой сказке? Объясните их.

Голова и язык.

-  Ты, язык, как заведённые гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня. Смотри, язык: Мельница мелет – мука будет, а язык мелет – беда будет! Язык не захотел оставаться в долгу и ответил:

- Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить. Ведь у тебя что на уме, то и на языке.

Голова проворчала:

- Молчи уже… Яйца курицу не учат…

 

(Мельница мелет – мука будет, а язык мелет  - беда будет; что на уме, то и на языке; яйца курицу не учат.

Язык мелет – это означает болтливость, безответственную болтовню без меры и смысла. Есть даже поговорка: «Мели, мели Емеля…» Первые две пословицы осуждают людей, которые говорят много и не по делу, а третья пословица осуждает неуважение к старшим и более разумным. Даже и ещё есть пословица, подходящая, к нашей сказке: «Не спеши языком, торопись делом».)

 

·         «Художники» (300 инф.)

Сделайте иллюстрацию к одной из пословиц. А дети потом должны будут угадать её.

Труд человека кормит, а лень портит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Глаза боятся, а руки делают.

Кто не работает, тот не ест.

·         «Спорщики» (300 инф.)

Поспорьте с народной мудростью, решая мыслительную задачу.

«Решетом воды не наносишь»

Ответ: Наносишь, если ________________________________________

«Кашу маслом не испортишь».

Ответ: Испортишь, если _______________________________________

«Без нитки да иголки шубы не сшить»

Ответ: Сошьёшь, если __________________________________________

2. Формирование личностного отношения к изученному материалу.

·         Тренажёр.

3 вопроса с тремя вариантами ответов. Дети выполняют индивидуально на листах жёлтого цвета. Затем меняются и проверяют соседа, сверяя с интерактивной доской.

1) О чём пословица «По горло в воде, а пить просит».

А) о вежливости     Б) о жадности  В) о лени

2)Выбери верное объяснение смысла пословицы «Яблочко от яблоньки недалеко падает».

А) Бескрылый человек, лишенный полета фантазии.  

Б) Народная примета: к безветренной погоде.

В) Дети похожи на родителей.

3) Выбери лишнюю пословицу, анализируя тему пословиц.

А) Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Б) Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

В) Друга ищи, а найдёшь – береги.

Г) Друга на деньги не купишь.

Рефлексия. 3. Анализ процесса получения информации.

·         Оценочный лист «Закончи предложения».

На листе (розовом) 5 незаконченных предложений. Выбрать 2-3 и закончить.

Оценочный лист

Закончи 2-3 предложения.

·         Сегодня на занятии я узнал, что ………………………………………….

 …………………………………………………………………………………..

·         У меня есть вопрос: ………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………...

·         Сегодня на занятии  я учился  ……………………………………………

 …………………………………………………………………………………..

·         Сегодня на занятии у меня получилось…………………………………..

 …………………………………………………………………………………..

·         Сегодня на занятии мне мешало…………………………………………..

……………………………………………………………………………………

 

" Пустая чашка"

Учащимся предлагается наполнить пустую чашку содержанием. Взяв чашку в руки, ученик произносит вслух одно из предложений оценочного листа и передает следующему. Когда чашка вновь возвращается к учителю, подводится итог - обобще
Категория: Методическая копилка | Добавил: ПлотниковаНаталья
Просмотров: 2412 | Загрузок: 102 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: