Вторник, 21.05.2024, 11:51

Мой сайт

Категории раздела
Методическая копилка [16]
мои коллеги [2]
Материалы, созданные моими коллегами
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
ПлотниковаНаталья

Методическая копилка

Главная » Файлы » Методическая копилка

Занятие объединения дополнительного образования детей "Учимся работать с информацией" Плотниковой Натальи Владимировны
[ Скачать с сервера (3.96 Mb) ] 02.11.2013, 18:48

Тема занятия: «Особенности рассказов природоведческого содержания».

Цель:           

v Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами технологии РКМЧП.

Парты в классе расставлены для групповой работы. 5 групп.

I.                   Стадия вызова.

 – Каким должно быть настроение, чтобы занятие получилось удачным? (Настроение должно быть хорошим, деловым)

– Я желаю вам до конца занятия сохранить хорошее деловое настроение.

1.      Начнём.

Игра-задание «Найди загаданное слово»

- В этой коробочке лежит фотография. Ваша задача отгадать изображённый на ней объект, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «синица»).

Дети легко дойдут до слова птица, а дальше будут гадать.

- Что могло бы вам помочь отгадать эту птицу? (подробное описание)

- У вас на партах есть зелёные листы. Переверните их. (описание синицы)

Дети читают текст  и догадываются, что речь идёт о синице.

Учитель достаёт из коробки фотографии синицы и показывает такие же фото на слайде 2.

2.      Постановка цели урока:

- Зафиксируйте на листочках в линейку всё, что можете вспомнить о слове и объекте (дети работают самостоятельно на листочках).

- Что можете сказать о слове? (с точки зрения русского языка: количество слогов, ударение, количество букв и звуков, часть речи …)  А об объекте? (птица и т. д.) Фиксируются детские ответы на доске.

- Какую задачу мы можем поставить перед собой сегодня на занятии? (Задача нашего занятия узнать новую информацию о синице)

- Назовите известные вам источники информации (книги, люди, Интернет, наблюдения).

- Посмотрите на свои парты. Что перед вами лежит? (текст) Как называются наши занятия?

- Какую задачу мы можем ещё перед собой поставить? (Продолжим учиться работать с текстом, с информацией. Будем учиться находить информацию и перерабатывать её.)

- А какова моя роль на занятии? Как вы думаете? (Организовать работу с текстом, с информацией. Помочь ученикам в этой работе)

- А ещё я помогу вам разобраться в особенностях текстов, с которыми мы будем сегодня работать.

II.                Стадия осмысления.

1.     Усвоение новых знаний и способов деятельности.

- Сегодня наш главный источник информации – текст. Он напечатан на голубых листах.

- Изучите текст о синице, используя приём «инсерт».

Приём «Инсерт»

«V» - уже знал

«+» - новое

«?» - не понял

Большая синица

В наших лесах можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная из них — большая синица. Длина ее тела 130—165 мм, вес около 20 г.

Имеет довольно яркое оперение. 

Песни большой синицы разнообразны. Специалисты выделяют до 40 вариантов их звучания.

Обитает в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, по берегам водоёмов. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в нишах. В течение сезона размножения обычно бывает две кладки: первая, состоящая из 9—15 яиц, — в апреле; вторая, из 7— 11 яиц,— в июне.

Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. За сутки большая синица съедает столько вредителей, сколько весит сама. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.

Все синицы — друзья человека и заслуживают самого заботливого к себе отношения, особенно в тяжелое для них зимнее время.

2. Обсуждение.

- Какие ваши знания о синицах подтвердились?

- Какие вопросы возникли?

- Что нового узнали об этой птице?

- А меня поразила информация о песне синичек! Давайте расслабимся, закроем глазки. Представим, что находимся на опушке леса. Тишина. И тут начинает свою песню синичка. (Включается аудиозапись)

3. – Сегодня мы будем работать ещё с одним текстом. Он у вас на жёлтом листе.

Учитель читает рассказ Николая Сладкова «Синичка необыкновенная»

- Поделитесь своими мыслями.

Фиксируются новые факты на доске.

- Сравните эти тексты.

Заполняется таблица индивидуально (2 мин.), в парах (2 мин.) и в группах (2 мин.).

Большая синица

Синичка необыкновенная

Сходства

  • описание окружающей природы;
  • описываются взаимоотношения человека и природы;
  • учат бережному отношению к природе

Различия

  • научно-популярный текст

передача научных фактов;

доступный, понятный язык;

строгость, чёткость изложения.

  • художественный текст

художественное описание научных сведений;

яркий и выразительный язык произведений;

интересные сюжеты;

запоминающиеся образы животных.

Затем идёт фронтальная проверка, сверяем с доской. Делаем вывод.

Вывод «Закончи предложение»: (дети пишут на обратной стороне таблицы)

Книги о природе учат … (наблюдать, видеть красоту, любить и беречь природу)

 III. Рефлексия.

1. Целостное обобщение изученного материала и его повторная проблематизация.

Работа в группах и индивидуально.

Все дети встают из-за парт, распределяясь по классу.

- Кто хочет поработать индивидуально? (дети поднимают руки) Выберите для себя задание из двух конвертов (3-4 человека получают из конверта «Синквейн» или «Тематическая картотека» листы с заданием).

К доске вызывается четыре лидера (например: Медведева Елизавета, Сигуньков Тимофей, Кузнецова Анна, Борисов Илья, Иванова София). На доске висят конверты с заданиями для групп. Лидеры договариваются между собой и выбирают себе задание. Затем набирают группу: лидер выбирает себе партнёра, проходя по классу, этот партнёр выбирает следующего участника группы и т. д. Условие: девочки выбирают мальчиков и наоборот.

Задания для групповой работы

·         Синквейн.

Составьте синквейн.

Синица

………………   ………………

прил.                прил.

…………………..   ……………………   …………………...

гл.                           гл.                               гл.

…………………………………………………………………………….

фраза из четырёх слов

………………………..

синоним, ассоциация первого слова

·         «Тематическая картотека»

Составьте рекомендательный список книг о природе или список авторов природоведческого направления (писателей-натуралистов).

·         «Угадай,  о чём спросили».

Догадайтесь, каким был вопрос.

1) Прилетают синицы к людям не от хорошей жизни: трудно, голодно в лесу в это время. У человеческого жилья легче прожить, прокормиться. (Почему синицы так часто прилетают к людям в города и селения?)

2) Птенцов выкармливают главным образом гусеницами бабочек, длина которых не превышает 1 см. (Чем синицы выкармливают птенцов?)

·         «Выявление причин и следствия».

Предложения в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием.

Родителям приходится раз по 400 в день прилетать к гнезду с кормом.  Взрослая синица за сутки съедает больше собственного веса.  Пара синиц может надёжно охранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев. Для синиц 10 - 14 птенцов в гнезде не редкость.

ПРИЧИНА

СЛЕДСТВИЕ

 

……………………………………….......

……………………………………………

 

……………………………………….......

……………………………………………

 

……………………………………….......

……………………………………………

 

……………………………………….......

……………………………………………

·         «Расскажи другими словами»

Попробуйте выразить содержащуюся в этой фразе мысль другими словами.

1)      Сильным клювом синицы проникают в трещины коры деревьев и извлекают оттуда яйца, личинки, куколок и взрослых насекомых.

(Например: Крепким носом птицы достают себе из щелей стволов  пищу.)

2)      Строят гнездо обе птицы пары в течение 4—7 дней.

(Например: Устраивают место для выведения птенцов и самец, и самка примерно неделю.)

·          «Несуразности»

Найди ошибки в высказывании.

1)      В дикой природе синицы встречаются на лугах и полях.

2)      Зимой синицы в одиночку кочуют в поисках корма.

·         Фразеологизмы.

Объясните смысл фразеологизмов.

1)      Как с гуся вода. (Ему (ей) все нипочем).

2)      Глухая тетеря (Разиня, сонный, ничего не замечающий вокруг человек).

3)      Мокрая курица. (О неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людях).

·         «Театр»

Разыграйте сценки «Разговоры птиц».

1.      Воробей и Синица

      - Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

      - Ружьё?

      - Э-э, не угадала!

      - Пушка?

      - Опять не угадала!

      - Какое же тогда, Воробей?

      - Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки - только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!

2.      Синица и Дятел

- Дятел, а дятел, ты когда есть хочешь – что делаешь?

- Сухое дерево долблю.

- А когда пить хочешь?

- Сочное дерево долблю.

- А когда наешься и напьёшься?

- Всё подряд долблю! Мне тогда ни пить ни есть не надо, только подолбить дайте.

3. Воробей и Синица

- Что, Синица, перья носом перебираешь – чистишь их, что ли?

- Не чищу, Воробей, пересчитываю. С осени три тысячи было, сейчас две тысячи пятьсот осталось. Полтысячи перьев за зиму потеряла!

- Эка беда – полтыщи за зиму! Я весной за одну драку по полсотни теряю. Чего их жалеть: были бы кости целы, перья вырастут.

Рефлексия. 2. Формирование личностного отношения к изученному материалу.

·         Тренажёр.

3 вопроса с тремя вариантами ответов. Дети выполняют индивидуально на листах. Затем меняются и проверяют соседа, сверяя с интерактивной доской.

1) Вес большой синицы …

А) 20 г     Б) 130 - 165 г  В) 9 - 15 г

2)Большая синица не обитает…

А) в России    Б) в Южной Америке   В) в Европе

3) Какую пользу приносит синица природе?

А) охотно посещает кормушки   Б) уничтожает вредителей леса

В) украшает природу своим оперением и пением

Рефлексия. 3. Анализ процесса получения информации.

·         Оценочный лист «Закончи предложения».

На листе (розовом) 5 незаконченных предложений. Выбрать 2-3 и закончить.

Оценочный лист

Закончи 2-3 предложения.

·         Сегодня на занятии я узнал, что ………………………………………….

 …………………………………………………………………………………..

·         У меня есть вопрос: ………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………...

·         Сегодня на занятии  я учился  ……………………………………………

 …………………………………………………………………………………..

·         Сегодня на занятии у меня получилось…………………………………..

 …………………………………………………………………………………..

·         Сегодня на занятии мне мешало…………………………………………..

……………………………………………………………………………………

 

 Презентация к занятию.

Категория: Методическая копилка | Добавил: ПлотниковаНаталья | Теги: Особенности рассказов природоведчес
Просмотров: 8592 | Загрузок: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: