Тема урока: «Главная (основная) мысль
текста».
Цель:
Формирование представления о главной (основной) мысли
текста.
Задачи:
v
Учить выделять основную мысль текста, анализировать
текст
v
Развивать навыки самостоятельной деятельности
средствами «Технологии развития критического мышления»
v
Активизировать рефлексивные способности при
использовании приема самооценки
v Развивать
мыслительные операции (аналогия, анализ, синтез, обобщение и т.д.)
v
Развивать связную речь, творчество, расширять
словарный запас
v
Воспитывать нравственные качества средствами
содержания урока
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Технология:
Развитие критического мышления через чтение и письмо. ИКТ.
1. Стадия вызова.
На
слайде слово «рука».
У.:
Что можете сказать о слове? (дети говорят всё, что знают). ( Возможно назовут корень слова. Что такое корень?
(Главная часть родственных слов)).
У.:
Какие задания можете предложить?
·
Подбираем
однокоренные слова. А для чего? Выделяем корень. Что такое корень? (появляется
часть таблицы «Главные части в средствах языка»)
·
Составляем
словосочетание. Найти главное слово в словосочетании (появляется часть таблицы
«Главные части в средствах языка»)
·
Составляем
предложение. Находим главные члены предложения (появляется часть таблицы
«Главные части в средствах языка»)
У.:
(появляется текст-притча) Ребята, перед нами притча. ПРИТЧА - образный рассказ, часто
употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин. В
отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали, всё
скрыто, надо догадаться.
Чтение
с остановками:
n
Эта история произошла давно-давно в старинном городке, в котором жил
великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного
города.
Кто такой мудрец?
n
Но в этом городе жил человек, завидующий ему.
Что значит завидующий?
Почему люди завидуют? А что надо делать, чтобы не завидовать?
n
И вот решил хитрец придумать
такой вопрос, чтобы мудрец не смог ответить.
А зачем хитрец это задумал?
Какой вопрос он мог придумать?
n
И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и
подумал: «Спрошу-ка я мудрейшего, какая бабочка у меня в руках – живая или
мертвая. Если он скажет - живая, я
сомкну ладони и она умрет, если ответит – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.»
Действительно очень хитрый
вопрос. Как мудрец сможет выполнить это задание?
n
Так все и случилось: завистник
поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он
у того: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?»
Как мудрец сможет выполнить
это задание?
n
И тогда мудрейший ответил: «Всё в
твоих руках».
Как вы понимаете это
высказывание мудреца?
У.:
Как можно назвать по-другому эту запись?
(текст) Докажите.
У.:
Предположите, какова цель сегодняшнего урока? (Научиться находить главное в
тексте)
У.:
Предположите, что такое главное в тексте? Найдите главное предложение в этой
притче и запишите его в тетради.
У.:
Проверим! А почему вы выбрали это предложение? Дайте оценку своей работе. Если
всё было правильно и понятно, поставьте !. Если возникли трудности, то
поставьте ?.
У.:
Это предложение будет девизом сегодняшнего урока. Подумайте, как оно может быть
связано с уроком? Помните, что всё в наших руках!
У.:
Итак, попробуем доказать, что мы нашли предложение, выражающее главное в
тексте.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. «Бабочка»
Но
сначала вспомним и о здоровье глаз.
2. Стадия осмысления.
1.
Читаем текст о тексте, используя приём «инсерт».
Текст состоит из предложений, связанных
между собой по смыслу, то есть общей темой, и грамматически. (Основные средства грамматической связи
предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложении;
интонация и др. (Слова в предложении тоже связаны грамматически (то есть с
помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов))
Тема текста – это то, о чём говорится в
тексте.
Заголовок текста часто отражает его тему.
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и
определённой идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста
– это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из
предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
В зависимости от назначения (речевой задачи) различают три
типа текстов – повествование, описание,
рассуждение.
В тексте-повествовании
рассказывается, сообщается о том, что, когда, где, с кем произошло.
В тексте- описании описываются
признаки предмета: уголка природы, цветка, дерева, животного, внешнего вида
человека и др.
В тексте-рассуждении объясняется,
доказывается что-либо.
Инсерт
«V» - уже знал
«+» - новое
«?» - не понял
У.:
Обсудим!
У.:
А теперь дайте оценку своей работе. Если всё стало понятно, поставьте !. Если
возникли трудности, ещё есть вопросы, то поставьте ?.
2.
Работа с учебником с 117 № 3.
У.:
Объясните употребление выделенных букв.
У.:
Списать текст, найти в нём предложение, выражающее главную мысль.
У.:
Проверим! Дайте оценку своей работе. Если всё было правильно и понятно,
поставьте !. Если возникли трудности, то поставьте ?.
У.:
А что скажете о заголовке? (В заголовке тоже выражается основная мысль текста)
3. Рефлексия.
Подведём итоги:
•
Давайте
вспомним цель урока. (Научиться видеть главное в тексте)
•
Какова же
была тема урока сегодня? (Главная (основная) мысль текста)
•
Как вы
считаете, мы достигли нашей цели?
Оцените свою работу на уроке:
•
!!! было
легко на уроке
•
!! не всё понятно
•
! было трудно
•
Над чем
надо поработать? (Мы ещё не всегда видим
главную мысль в тексте. На следующих уроках (и не только на уроках русского
языка) нам необходимо обратить на это внимание.)
•
А ещё мы
завтра поговорим о разных способах выражения главной (основной) мысли текста.
4. Домашнее задание (по выбору):
- С. 120 №11
(списать текст и подчеркнуть предложение, выражающее главную мысль)
- Попробуй
составить текст, выразив в нём своё отношение к зиме. Не забудь
подчеркнуть предложение, выражающее главную (основную) мысль текста.
Презентация к уроку |