Пятница, 27.06.2025, 22:22

Мой сайт

Категории раздела
Методическая копилка [16]
мои коллеги [2]
Материалы, созданные моими коллегами
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Методическая копилка

Урок-презентация Плотниковой Натальи Владимировны. Главная (основная) мысль текста.
[ Скачать с сервера (839.5 Kb) ] 08.04.2011, 22:34

Тема урока: «Главная (основная) мысль текста».

Цель:

Формирование  представления о главной (основной) мысли текста.

Задачи:

v    Учить  выделять основную мысль текста, анализировать текст

v    Развивать навыки самостоятельной деятельности средствами «Технологии развития критического мышления»

v    Активизировать рефлексивные способности при использовании приема самооценки

v     Развивать мыслительные операции (аналогия, анализ, синтез, обобщение и    т.д.)

v    Развивать связную речь, творчество, расширять словарный запас

v    Воспитывать нравственные качества средствами содержания урока

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. ИКТ.

1. Стадия вызова.

На слайде слово «рука».

У.: Что можете сказать о слове? (дети говорят всё, что знают). ( Возможно  назовут корень слова. Что такое корень? (Главная часть родственных слов)).

У.: Какие задания можете предложить?

·         Подбираем однокоренные слова. А для чего? Выделяем корень. Что такое корень? (появляется часть таблицы «Главные части в средствах языка»)

·         Составляем словосочетание. Найти главное слово в словосочетании (появляется часть таблицы «Главные части в средствах языка»)

·         Составляем предложение. Находим главные члены предложения (появляется часть таблицы «Главные части в средствах языка»)

У.: (появляется текст-притча) Ребята, перед нами притча. ПРИТЧА - образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали, всё скрыто, надо догадаться.

Чтение с остановками:

n       Эта история произошла давно-давно в старинном городке, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. 

Кто такой мудрец?

n       Но в этом городе жил человек, завидующий ему.

Что значит завидующий? Почему люди завидуют? А что надо делать, чтобы не завидовать?

n        И вот решил хитрец придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог ответить.

А зачем хитрец это задумал? Какой вопрос он мог придумать?

n        И пошел он на луг,  поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал: «Спрошу-ка я мудрейшего, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет - живая,  я сомкну ладони и она умрет, если ответит – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.» 

Действительно очень хитрый вопрос. Как мудрец сможет выполнить это задание?                       

n        Так все и случилось: завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он у того: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?»

Как мудрец сможет выполнить это задание?                       

n        И тогда мудрейший ответил: «Всё в твоих руках».

Как вы понимаете это высказывание мудреца?

 

У.: Как можно назвать по-другому эту  запись? (текст) Докажите.

У.: Предположите, какова цель сегодняшнего урока? (Научиться находить главное в тексте)

У.: Предположите, что такое главное в тексте? Найдите главное предложение в этой притче и запишите его в тетради.

У.: Проверим! А почему вы выбрали это предложение? Дайте оценку своей работе. Если всё было правильно и понятно, поставьте !. Если возникли трудности, то поставьте ?.

У.: Это предложение будет девизом сегодняшнего урока. Подумайте, как оно может быть связано с уроком? Помните, что всё в наших руках!

У.: Итак, попробуем доказать, что мы нашли предложение, выражающее главное в тексте.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. «Бабочка»

Но сначала вспомним и о здоровье глаз.

2. Стадия осмысления.

1. Читаем текст о тексте, используя приём «инсерт».

Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, то есть общей темой, и грамматически. (Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложении; интонация и др. (Слова в предложении тоже связаны грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов))

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

Заголовок текста часто отражает его тему.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

В зависимости от назначения (речевой задачи) различают три типа текстов – повествование, описание, рассуждение.

В тексте-повествовании рассказывается, сообщается о том, что, когда, где, с кем произошло.

В тексте- описании описываются признаки предмета: уголка природы, цветка, дерева, животного, внешнего вида человека и др.

В тексте-рассуждении объясняется, доказывается что-либо.

Инсерт

 

«V» - уже знал

«+» - новое

 «?» - не понял

У.: Обсудим!

У.: А теперь дайте оценку своей работе. Если всё стало понятно, поставьте !. Если возникли трудности, ещё есть вопросы, то поставьте ?.

2. Работа с учебником с 117 № 3.

У.: Объясните употребление выделенных букв.

У.: Списать текст, найти в нём предложение, выражающее главную мысль.

У.: Проверим! Дайте оценку своей работе. Если всё было правильно и понятно, поставьте !. Если возникли трудности, то поставьте ?.

У.: А что скажете о заголовке? (В заголовке тоже выражается основная мысль текста)

3. Рефлексия.

Подведём итоги:

         Давайте вспомним цель урока. (Научиться видеть главное в тексте)

         Какова же была тема урока сегодня? (Главная (основная) мысль текста)

         Как вы считаете, мы достигли нашей цели?

Оцените свою работу на уроке:

         !!! было легко на уроке

         !!  не всё понятно

         !    было трудно

         Над чем надо поработать?  (Мы ещё не всегда видим главную мысль в тексте. На следующих уроках (и не только на уроках русского языка) нам необходимо обратить на это внимание.)

         А ещё мы завтра поговорим о разных способах выражения главной (основной) мысли текста.

 

4. Домашнее задание (по выбору):

  • С. 120 №11 (списать текст и подчеркнуть предложение, выражающее главную мысль)
  • Попробуй составить текст, выразив в нём своё отношение к зиме. Не забудь подчеркнуть предложение, выражающее главную (основную) мысль текста.

Презентация к уроку

Категория: Методическая копилка | Добавил: ПлотниковаНаталья | Теги: Урок-презентация, Русский язык, основная мысль текста
Просмотров: 13875 | Загрузок: 1440 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: