Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» с
углублённым изучением иностранных языков»
Плотникова Наталья Владимировна
Тема занятия: «Формирование приёмов
понимания прочитанного».
Цели:
v
Создать
условия для овладения методами аналитико-синтетической переработки информации.
v
Создать
условия для формирования познавательных универсальных учебных действий.
v Создать условия для развития умения договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Парты в
классе расставлены для групповой работы. 5 групп.
I.
Стадия
вызова.
– Каким должно быть настроение, чтобы занятие
получилось удачным? (Настроение должно быть хорошим, деловым)
– Я желаю вам
до конца занятия сохранить хорошее деловое настроение.
1.
Начнём.
Игра-задание
«Найди загаданное слово»
- В этой
коробке что-то лежит. Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы
должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово
«яблоко»).
Учитель
достаёт из коробки яблоко. По одному яблоку раскладывается и на каждый стол.
2.
Постановка цели урока:
- Что можете
сказать о слове? (с точки зрения русского языка: количество слогов, ударение,
количество букв и звуков, часть речи …)
А о предмете? (фрукт и т. д.) Фиксируются детские ответы на доске.
- Какова же
цель сегодняшнего занятия? (Цель нашего занятия узнать новую информацию о
яблоках)
- Посмотрите
на свои парты. Что перед вами лежит? (текст) Как называются наши занятия?
- Какую цель
мы можем ещё перед собой поставить? (Продолжим учиться работать с текстом, с
информацией)
- А какова моя
роль на занятии? Как вы думаете? (Организовать работу с текстом, с информацией.
Помочь ученикам в этой работе)
II.
Стадия
осмысления.
1. Усвоение
новых знаний и способов деятельности.
- Читаем текст
о яблоках, используя приём «инсерт».
Приём «Инсерт»
«V» - уже знал
«+» - новое
«?» - не понял
Яблоки
Какой фрукт чаще всего встречается на нашем
столе?
Я́блоко — плод яблони, который
употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для
приготовления напитков.
Считается, что родиной яблони является
Центральная Азия.
Всего насчитывается 7,5 тысяч сортов яблок,
каждый из которых имеет свои полезные свойства.
Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают
очень полезными и целебными свойствами. Лечебные свойства яблок объясняются их
составом. Яблоки на 85% состоят из воды и помогают организму восполнить потерю
жидкости. В яблоках содержатся витамины и минеральные вещества.
Ученые считают, что регулярное употребление
яблок способствует долголетию и омоложению организма, так как исследователи
нашли в яблоках вещество, омолаживающее сердце, улучшающее циркуляцию крови и
повышающее иммунитет. Сок яблок укрепляет сердечно - сосудистую систему и
полезен людям умственного труда.
Желательно есть яблоки рано утром или
вечером. На ночь яблоки есть нельзя из-за повышения газообразования.
Лучше есть яблоки прямо с кожурой, ведь все
полезные вещества находятся прямо под ней. Однако в кожуре могут накапливаться
нитраты, пестициды, поэтому яблоки, купленные в магазине, да еще не в сезон
лучше очищать.
Англичане, не зря говорят, что два яблока в
день гонят врача прочь.
2. Обсуждение.
- Какие ваши
знания о яблоках подтвердились?
- Какие
вопросы возникли?
- Что нового
узнали об этих плодах?
3. Применение
новых знаний.
Работа в
группах.
Все дети
встают из-за парт, распределяясь по классу. К доске вызывается пять лидеров:
Медведева Елизавета, Васильев Даниил А., Кузнецова Анна, Борисов Илья, Зинина
Алина. На доске висят конверты с заданиями для групп. Лидеры договариваются
между собой и выбирают себе задание. Затем набирают группу: лидер выбирает себе
партнёра, проходя по классу, этот партнёр выбирает следующего участника группы
и т. д. Условие: девочки выбирают мальчиков и наоборот.
Задания
для групповой работы
·
Синквейн.
Яблоко
……………… ………………
прил. прил.
………………….. ……………………
…………………...
гл. гл. гл.
…………………………………………………………………………….
фраза из
четырёх слов
………………………..
синоним,
ассоциация первого слова
·
Фразеологизмы.
Объясните
смысл фразеологизмов.
1)
Яблоко раздора.
2)
Яблоку некуда упасть.
3)
В яблочко.
·
«Угадай о чём спросили».
Догадайтесь,
каким был вопрос.
1) Свежее
сочное яблоко - это идеальная здоровая еда: его легко носить с собой, оно
хорошо наполняет желудок и освежает. (Почему яблоко считают идеальной здоровой
едой?)
2) Купленные
яблоки следует хранить в прохладном месте с низким содержанием кислорода в воздухе. (Как нужно хранить
купленные яблоки?)
·
«Выявление причин и следствия».
Слова в предлагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите
и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием.
Состоят
на 85% из воды, полезен людям умственного труда, восполняют потерю жидкости в
организме, сок яблок укрепляет сердечно - сосудистую систему.
ПРИЧИНА
|
СЛЕДСТВИЕ
|
……………………………………….......
……………………………………………
……………………………………………
|
……………………………………….......
……………………………………………
……………………………………………
|
……………………………………….......
……………………………………………
……………………………………………
|
……………………………………….......
……………………………………………
……………………………………………
|
·
«Расскажи другими словами»
Попробуйте выразить содержащуюся в этой
фразе мысль другими словами.
1)
Яблоки обладают полезными свойствами для людей.
(Например: У
плодов яблони есть целебные вещества для человека.)
2)
Яблоки лучше есть с кожурой.
(Например:
Плоды яблони надо кушать с кожицей.)
·
«Несуразности»
Найди ошибки в высказывании.
1)
Яблоки на 45% состоят из воды и помогают организму
восполнить потерю витаминов.
2)
Яблоки редкий фрукт в нашей стране и очень приятно, что
именно яблоки крайне полезны и необходимы для нашего здоровья.
·
«Ералаш»
(Это задание для детей новое, оно лежит в
красном конверте, а остальные в синих.
Предложу никому не выбирать, если будут
спрашивать. Разберём фронтально).
Рассеянный автор смешал два текста.
Попробуйте восстановить их.
1) Мистер
Дэнни жил на даче по соседству. Летние
сорта – Китайка золотая, Белый Налив – созревают в июле – августе. Лучше всего
хранятся яблоки зимних сортов. Раза два в неделю к дому подъезжал небольшой
фургон и привозил яблоки. К зимним сортам относятся Антоновка, Апорт.
2) Всё
множество сортов яблони делится на летние, осенние и зимние. Полный фургон
яблок! Осенние сорта – Анис полосатый, Боровинка – созревают в сентябре. Лучше
всего хранятся яблоки зимних сортов. Мистер Дэнни каждое утро выходил на
крыльцо дома и ел свои яблоки. Их оставляют на деревьях до октября. Он считал,
что яблоко поможет избавить от болезней и продлит жизнь … на 4 минуты.
Восстановленные тексты.
1)Всё множество
сортов яблони делится на летние, осенние и зимние. Летние сорта – Китайка
золотая, Белый Налив – созревают в июле – августе. Осенние сорта – Анис полосатый,
Боровинка – созревают в сентябре. К зимним сортам относятся Антоновка, Апорт.
Их оставляют на деревьях до октября. Лучше всего хранятся яблоки зимних сортов.
2) Мистер
Дэнни жил на даче по соседству. Раза два
в неделю к дому подъезжал небольшой фургон и привозил яблоки. Полный фургон
яблок! Мистер Дэнни каждое утро выходил на крыльцо дома и ел свои яблоки. Он
считал, что яблоко поможет избавить от болезней и продлит жизнь … на 4 минуты.
4. Проверка
работы в группах.
5. Фронтальное
выполнение задания «Ералаш».
Рефлексия.
·
Тренажёр.
4 вопроса с
тремя вариантами ответов. Дети выполняют индивидуально на листах. Затем
меняются и проверяют соседа, сверяя с интерактивной доской.
1)
Яблоко – это …
А) ягода Б) плод
В) яблоня
2) Яблоки
состоят в основном из …
А)
витаминов Б) минеральных веществ В) воды
3) Что может
накапливаться в кожуре яблок?
А)
нитраты Б) воск В) газ
4) Кто
говорит, что два яблока в день гонят врача прочь?
А) немцы Б) англичане В) русские
·
Оценочный лист «Закончи предложения».
На листе 5 незаконченных
предложений. Выбрать 1-2 и закончить.
Оценочный лист
Закончи 1-2 предложения.
·
Сегодня на уроке я узнал ………………………………………………….
·
Сегодня на уроке я научился
……………………………………………..
·
Я ещё подумаю о …………………………………………………………..
·
Я ещё поищу информацию о ……………………………………………..
·
Я хочу, чтобы учитель мне помог
……………………………………….
|
- Чем можно
закончить наше занятие? Я предлагаю съесть целебные яблочки! Но у нас только по
одному яблоку на столе. (Можно разрезать). Это хорошее предложение. А я
приготовила целый мешок яблок. (Угощаем гостей и детей)
- А теперь
посмотрите мультфильм «Мешок яблок».
Презентация к занятию
|