Институт
образовательного маркетинга и кадровых ресурсов,
Администрация
Великого Новгорода, Комитет по образованию, Великий Новгород 2008
Сборник
«Обеспечение качества образовательного результата средствами современных
образовательных технологий»
Статья: «Использование ИКТ в начальной школе», стр. 61.
Использование
ИКТ в начальной школе.
В
настоящее время просто впитывать факты
и сведения –
практически ничего не значит, ещё
меньше это будет значить в будущем. То,
что всегда значимо и сегодня, и в будущем,
- так это обучиться тому, как учиться.
К. Роджерс.
В
«Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года»
говорится о том, что главная задача
российской образовательной политики
– обеспечение современного
качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства.
Будущее формируется в школе.
Начальная школа – фундамент, от качества
которого зависит дальнейшее обучение
ребенка. Это налагает особую ответственность
на учителя начальных классов. Его задача
не только научить читать, писать, но и
заложить основы духовности ребенка,
развить его лучшие качества, обучить
способам учебной деятельности. Последнее
особенно важно в нашем быстро меняющемся
мире, мире, переполненным информацией.
Необходимо научить ребенка работать с
информацией, научить учиться. Что может
быть важнее?
Наши
сегодняшние ученики должны быть готовыми
успешно интегрироваться в современное
общество. И решить эту задачу помогает
массовое внедрение информационных
коммуникационных технологий (ИКТ) в
образовательный процесс.
Компьютерная
техника всё увереннее входит в нашу
жизнь, в быт, в сферу профессиональной
деятельности, в том числе – и в практику
учителей.
В
связи с реализацией программы
информатизации образования в настоящее
время созданы условия для активного
применения средств ИКТ при обучении в
начальной школе.
Учитель
начальных классов может применять ИКТ
в следующих видах деятельности:
Использование
ИКТ в учебном процессе позволяет сделать
следующее:
сделать
учебный процесс более эффективным;
повысить
качество усвоения материала;
построить
индивидуальные образовательные
траектории учащихся;
осуществить
дифференцированный подход к учащимся
с разным уровнем готовности к обучению,
т.е. организовать одновременно детей,
обладающих различными способностями
и возможностями;
облегчить
деятельность педагога и создать
эффективную обратную связь.
Огромные
возможности у программы Microsoft
PowerPoint.
В первом классе на уроках я успешно
использовала презентации, которые
позволяют мне
интенсифицировать
процесс объяснения нового материала;
регулировать
объём и скорость выводимой информации
посредством анимации;
обеспечить
оперативность и объективность контроля;
активизировать
познавательную деятельность;
повысить
мотивацию обучающихся;
повысить
интерес к изучаемому предмету;
Презентация
состоит из нескольких электронных
плакатов, на каждом из которых имеется
статичная или анимированная иллюстрация
с текстом и заданием, обеспечивающая
определённый этап урока. Это позволяет
организовать диалог с классом таким
образом, что задание появляется на одном
плакате, а ответ, с которым дети могут
сверить собственную версию, на следующем
плакате. Анимированные плакаты могут
быть интерактивны, что позволяет
организовать исследовательскую
деятельность детей на любом этапе.
Такие
уроки вызывают у детей неподдельный
интерес, нравятся и запоминаются им.
Во втором
классе эта работа имеет продолжение.
Дети становятся еще более активными
участниками таких уроков, благодаря
использованию обучающих программ и
детских порталов в Интернете.
Компьютер
позволил уже в начальной школе ввести
элементы проектной деятельности, которая
заложена в учебно-методическом комплексе
«Планета знаний», например, классные
проекты: «Большие буквы», «Знание –
сила». Запланировано участие в открытом
региональном конкурсе «Классное
чтение».
Продолжением
урока является внеурочная деятельность,
различные ее формы, где ИКТ нашли самое
широкое применение. Компьютер объединил
меня, как учителя, учеников, родителей.
Не секрет, что сегодня многие, имея дома
компьютер, используют его как игрушку.
Родители моих учеников стали активными
участниками образовательного процесса.
Они помогают в создании материалов о
жизни класса, презентаций по различной
тематике.
Таким
образом, внедрение ИКТ в учебный процесс
позволяет мне успешно решать учебные
и воспитательные задачи. В дальнейшем
планирую расширить формы использования
ИКТ в своей профессиональной деятельности
так, чтобы данная технология позволила
повысить результативность обучения,
чтобы мои ученики научились жить в
информационном мире.
Литература.
Молокова
Ф.В. Компьютер на уроках обучения
грамоте. // Начальная школа. 2006 г., №8, -
с.39-42.
Савченко Е.
М. Использование компьютера на уроках
математики. // Начальная школа. 2006г., №5,
- с.56-57.
Современная
начальная школа: Информационно-методические
письма Министерства образования РФ по
организации обучения и воспитания в
начальной школе./Авт.-сост. И. А. Петрова
и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2003. – 287с. –
(Образование в документах и комментариях).
|