Плотникова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа
«Комплекс «Гармония»
с углубленным изучением
иностранных языков»
Великого Новгорода
Организация
проектной деятельности в начальной школе.
Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм
и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной
деятельности здесь не обойтись.
В последние годы эту проблему в
начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной
деятельности.
Прообразом проектной деятельности
основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей понимается система
заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в
виде реального «продукта».
Отличие проектной задачи от
проекта заключается в том, что учащимся предлагаются все необходимые средства и
материалы: система конкретных заданий и данные для их выполнения. Проектные
задачи встраиваются в учебную деятельность. Они принципиально носят групповой характер.
Как и любая деятельность, проект
имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и
задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и
их родителей.
Этапы работы над проектом
|
Цели и задачи
|
Деятельность по реализации проекта
|
1. Введение в проект
|
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности
(задаче).
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе
совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над
проектом.
|
Обсуждение темы проекта.
Деление на группы.
Получение дополнительной информации от учителя,
библиотекаря, родителей, воспитателя.
Определение своего направления в реализации проекта.
Коллегиальное решение группы по поводу темы проекта и
аргументация своего выбора.
Формулирование
проблемы проекта, цели и задач.
|
2. Планирование
деятельности по проекту.
|
Цель – выбор средств решения проблемы с указанием
конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и
анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов
проекта, сроков презентации;
– выбор критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
|
Осуществление
поиска, сбора, систематизации и анализа информации;
распределение ролей в группе;
планирование работы; выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов; принятие
решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывание продукта групповой деятельности на данном
этапе.
Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.
|
3. Осуществление
деятельности по решению задач.
|
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим групповым
задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на
консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
|
Выполнение запланированных действий в группе.
При необходимости консультирование с учителем,
воспитателем, библиотекарем, родителями.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
|
4. Оформление
результатов и анализ полученного результата.
|
Цель – оформление полученной информации.
Задачи:
– анализ полученного результата;
– формулирование выводов.
|
Оформление проекта,
изготовление продукта.
Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей
роли, анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач.
Анализ достижений поставленной цели. Выводы.
|
5. Презентация
результатов.
|
Цель – демонстрация окружающим полученного результата
(«продукта»).
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
|
Выбор формы презентации.
Подготовка презентации.
При необходимости консультирование с учителем,
воспитателем, библиотекарем, родителями.
Защита проекта.
Демонстрация уровня развития универсальных учебных
действий.
|
Внеурочная деятельность –
составная часть учебного плана, сформированного в соответствии с требованиями
ФГОС. В рамках внеурочной деятельности реализуется проектная деятельность.
В первом классе запланированы
следующие проекты:
- «Наша
школьная страна»
- «Моя
семья»
- «Полезные
привычки»
- «Школа
– территория порядка»
Проект «Наша школьная страна»
Цель: Создание условий для формирования внутренней позиции школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Задачи:
- Создание
условий для приобретения школьником социальных знаний (о общественных и
школьных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
школе и обществе и т. п.)
- Создание
условий для формирования коммуникативной компетентности школьников
- Создание
условий для формирования критичности к своим поступкам и умения адекватно
их оценивать
- Создание
условий для формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
- Введение
в проект «Наша школьная страна». Определение целей и задач проекта.
- Планирование
деятельности по проекту «Наша школьная страна». Разбивка на группы.
Распределение ролей и задач между членами группы.
- Осуществление
деятельности по решению задач. Экскурсии по школе.
- Осуществление
деятельности по решению задач. Урок-игра «Правила школьной жизни»
(проводится учащимися 2-4 классов)
- Оформление
результатов и их анализ. «Наши мысли о школе» (карандашики)
- Оформление
результатов и их анализ. «Презентация класса».
- Презентация
результатов. Праздник «День рождения класса»
Проект «Моя семья»
Цель: Создание условий для приобретения знаний о себе и
своей семье
Задачи:
- Создание
условий для приобретения школьником знаний о семейных традициях
- Создание
условий для ознакомления с миром профессий, их социальной значимости и
содержанием
- Создание
условий для формирования коммуникативной и информационной компетентностей
школьников
- Создание
условий для развития самостоятельности, инициативы и ответственности
- Создание
условий для развития общения, кооперации, сотрудничества
- Создание
условий для развития познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества
- Введение
в проект «Моя семья». Определение целей и задач проекта.
- Планирование
деятельности по проекту «Моя семья». Разбивка на группы. Распределение
ролей и задач между членами группы.
- Осуществление
деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации по вопросам
«Семейной викторины», к конкурсу чтецов «Стихи о маме», к выставке «Мои
родные».
- Оформление
результатов «Семейной викторины», выставки «Мои родные». Проведение
конкурса чтецов «Стихи о маме». Анализ результатов.
- Осуществление
деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации к конкурсу
«Классное чтение».
- Оформление
результатов и их анализ. Подготовка продукта к конкурсу «Классное чтение».
- Оформление
результатов к конкурсу «Классное чтение». Игры «Большие буквы». Анализ
результатов.
- Презентация
результатов. Праздник «Большие буквы».
Проект «Полезные привычки»
Цель: Создание условий для формирования установки на
здоровый образ жизни
Задачи:
- Создание
условий для формирования умения ориентироваться в нравственном содержании
и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- Создание
условий для ознакомления с основными моральными нормами и ориентации на их
выполнение
- Создание
условий для развития этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения
- Создание
условий для формирования эмпатии как понимания чувств других людей и
сопереживание им
- Создание
условий для развития самостоятельности, инициативы и ответственности
- Создание
условий для развития общения, кооперации, сотрудничества
- Создание
условий для развития познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества.
- Введение
в проект «Полезные привычки». Определение целей и задач проекта.
- Планирование
деятельности по проекту «Моя семья». Разбивка на группы. Распределение
ролей и задач между членами группы.
- Осуществление
деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации по вопросу
«Что такое полезные привычки».
- Оформление
результатов. Проведение классного часа «Что такое полезные
привычки»». Оформление газеты
«Полезные привычки нашего класса».
- Осуществление
деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации к конкурсу
художественной самодеятельности «Полезные привычки» и к конкурсу на
лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
- Оформление
результатов. Подготовка продукта к конкурсу художественной
самодеятельности «Полезные и вредные привычки». Проведение конкурса на
лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
- Презентация
результатов. Конкурс художественной самодеятельности «Полезные и вредные
привычки». Итоги конкурса на лучшего организатора утренней зарядки,
физкультминуток.
- Презентация
результатов. Викторина «Полезные и вредные привычки».
В проектной деятельности
создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий.
Ребёнок имеет возможность развивать
самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость,
настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные
интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности
(планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и
умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии
коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит
качественное самоизменение группы детей.
Литература
- Григорьев
Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение,
2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
- Землянская
Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение,
2010. – 152с.
- Проектные
задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А. Б. Воронцов, В. М.
Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.:
Просвещение, 2010. – 176с.
- http://www.nachalka.com
|