Что может помочь формированию образа Новгородского края как культурного центра нашей страны? Природа? Современные экономические и образовательные проекты? Возможно, это так. Но, как считаем мы, важен, прежде всего, историко-культурный кластер региона. Исходя из нашей позиции, мы разработали проект, который поможет понять каждому ребенку и каждой семье, участвующим в проекте, суть культурной привлекательности Новгородского края.
Изучению культуры родного края на уроках в школе отводятся только отдельные темы, походы в театры, музеи, кино часто носят единичный характер. А родители вообще остаются за рамками этой деятельности. Мы живем в пространстве культуры. Каждая личность действует на основе имеющихся в данной культуре знаний, ценностей и идеалов. Культура и семья имеют общие исторические корни. Именно семья оказывает сильнейшее влияние на формирование культуры детей. Кроме этого, анализируя общее развитие современных школьников, мы наблюдаем, что у них недостаточно знаний о родном городе, стране, особенностях народных и культурных традиций, что непосредственно влияет на становление полноценного гражданина своей страны. Отдавая приоритеты в воспитании культурного человека семье, мы понимает важную роль школы в этом вопросе.
Поэтому актуальным становится осознание родителями ценности культурно-образовательного досуга, возрождения традиции семейного культурного отдыха через взаимодействие семьи со школой и участие в совместных мероприятиях. Исходя из этого творческой группой педагогов и родителей МАОУ «Гимназия «Гармония» Великого Новгорода был разработан социально-образовательный проект «Культурными тропами Новгородского края, или Нескучные прогулки всей семьей», предполагающий включение в совместную творческую деятельность по освоению культурного наследия Новгородской области всех членов семей, участников проекта. Дети со своей семьей, совершая очные и виртуальные путешествия по «культурным тропам» Новгородского края, знакомятся с культурой и историей своей малой родины и заполняют «Культурный дневник» (печатный или электронный вариант по выбору ребенка, семьи). Главенство в ведении дневника отдается детям. Родители и педагоги выступают в роли консультантов, иногда помощников.
Культурный дневник станет верным проводником новгородских школьников и их родителей по богатой истории и колоссальному культурному наследию Великого Новгорода, одного из самых красивых и древних городов России.
Метод проектов является в Гимназии «Гармония» актуальным и ведущим способом организации различных видов деятельности обучающихся: учебной, исследовательской и творческой. Включение семьи в проектную деятельность - это один из важных этапов развития проектных умений школьников. Приобщение родителей к совместной деятельности в рамках определенного проекта в гимназии «Гармония» носит систематический характер.
Целью данного проекта является создание условий для осознания родителями ценности культурно-образовательного досуга как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
Задачи:
- укрепить партнерские отношения между родителями и школой;
- вовлечь родителей в процесс духовно-нравственного воспитания и образования детей с целью приобщения школьников к культурному наследию Великого Новгорода и области;
- активизировать работу родителей и школы по пропаганде и развитию культурно-образовательного досуга.
КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА
|